Обрезание для яхтсмена. Как избавиться от веревок на винте.

Rope cutter

Намотать что-нибудь на винт при работающем двигателе стандартная страшилка из рассказов яхтсменов. У каждого ходящего под парусом найдется пара подобных историй в запасе. Причём вода за бортом оказывается очень холодной, волна минимум два-три метра и ветер свистит в вантах так, что анемометр зашкаливает.

Острые скалы на расстоянии вытянутой руки тоже присутствуют, как и акулы — для пущего драматического эффекта. И всегда герой рассказа мужественно ныряет с ножом в зубах и освобождает пропеллер от верёвки, как принцессу из лап дракона.

Но, даже если опустить некоторые подробности, обычно слегка преувеличенные и вызванные алкогольными парами, нужно сказать, что ситуация с наматываем верёвки, сети или просто пластикового пакета на винт крайне неприятная.

Чаще всего это происходит при швартовке, где паруса использовать невозможно и яхта становится неуправляемой в окружении большого количества дорогих, а иногда ну очень дорогих, лодок.

Для людей, которые на пару недель берут лодку в чартер, техническая возможность предохраниться от таких историй очень ограничена. Так что пост сегодня больше для счастливых владельцев яхт.

Как можно уменьшить вероятность проблем при наматывании верёвки на винт?

Мероприятия по запугиванию до средней степени заикания матроса при швартовке и хорошую морскую практику по укладыванию бегущего такелажа рассматривать сегодня не будем. Хотя, начинать, думаю, следует именно с этого 🙂

Последствия подобных событий часто приводят к финансовым потерям, а иногда и к колоссальным финансовым потерям. Особенно, когда это касается больших коммерческих судов. Там затраты легко могут достигать десятков, иногда и сотен тысяч долларов.

Для небольших яхт это не так больно для кармана, но «попасть» тысяч на пять условных единиц никому особо не улыбается. А это вполне реально, учитывая стоимость современных сэйлдрайвов и/или коробок передач, буксировки и подъёма на берег.

Поэтому с этой проблемой борются давно и некоторые успехи есть.

Острое решение — rope cutter

Обычно это резаки разных конструкций, стоящие позади пропеллера лодки и кромсающие без жалости всё до чего могут дотянуться.

Выглядит это примерно так:

Обрезание веревки на винте яхты
Обрезание веревки на винте яхты

В общем, для меня польза этих устройств очевидна. Даже если они не на 100% смогут избавить от неприятностей, то уж сильно уменьшить вероятность их возникновения вполне по силам.

Особенно актуальны данные устройства для яхт с сэйлдрайвом (saildrive). Это такая «нога» с пропеллером, постепенно вытесняющая классическую валовую линию в производстве современных парусных лодок.

saildriveКонструкция saildrive достаточно сложная. И наибольшую опасность для неё представляет намотанная на винт синтетическая рыболовная леска или тонкие рыболовные сети. От трения при высокой скорости вращения вала леска «запекается» и превращается в монолитную глыбу, весом иногда в несколько килограммов.

Запекшаяся леска на валу яхты
Запекшаяся леска на валу яхты

Но наихудший случай, это выдавливание сальника, при котором во внутрь поступает морская вода и превращает масло редуктора в «сметану». Жить такому сэйлдрайву осталось недолго. И вы можете даже не узнать о проблемах до тех пор, пока он окончательно не выйдет из строя.

Не трудно догадаться, стоимость этого агрегата запредельная и для ремонта и замены в любом случае нужен подъем на берег. Это без учета возможных затрат на буксировку или вероятности «собрать» на тесной стоянке десяток чужих лодок.

Как ни приземлённо звучит — но причина одна — деньги.

На рынке «резаков» достаточно много, но недостаточно для того, чтобы за счёт массового производства, они имели адекватную цену.

Как принято среди специальных яхтенных девайсов — ценник нужно умножать на десять. Это печально. Но ведь все уже привыкли?

Казалось бы, не может стоить 500 долларов полкило нержавейки с не сильно сложной обработкой на токарном и фрезерном станке. Ан нет… может…

Существует два принципиально отличающихся друг от друга конструктива резаков.

  • с одним лезвием ( Фреза )
  • с двумя лезвиями ( принцип ножниц )
Резак веревки на валу яхты
Резак «с одним» лезвием

В первом случае — это, как правило, режущий диск похожий на фрезу, жёстко зафиксированный на валу. Такая конструкция более бюджетная и выпускает эти устройства относительно много производителей.

Недостаток иллюстрирует простой опыт. Попробуйте острым ножом отрезать свободно висящую верёвку… Не получается? А теперь ножницами? Уже лучше?

В этом и есть принципиальная разница между данными конструкциями. Чтобы «фреза» заработала — верёвка должна быть зафиксирована. А это часто означает, что винт уже встал — чем тогда резать, если фреза не вращается?

Первый вариант конструкции — проще и дешевле. Но ограничен по функциональности.

Второй вариант резака — «два лезвия» — принцип ножниц.

Резак веревки на валу яхты
Резак веревки — «Ножницы»

Тут конструкция уже посложнее. И если в первом случае для того, чтобы уставить резак можно было просто нырнуть и прикрутить на вал, то с «ножницами» придется повозиться. Скорее всего, подъема яхты на берег не избежать.

Одно лезвие должно быть зафиксировано, а второе вращаться вместе с валом и винтом.

Кроме того, у некоторых производителей на неподвижное лезвие ставится свой цинковый анод. Это связано с тем, что лезвие изолируется от вала пластиковым «подшипником» для уменьшения шума. И если анод отсутствует — коррозия быстро съест лезвие. Начнет с резьбы, как обычно.

Но, такие сложности конструкции себя целиком оправдывают.

В Сети попадаются тесты резаков. Понятно, что большинство заказных, где хвалят одних производителей и ищут недостатки в других. Но в целом, всё сходится к одному: Вариант «ножницы» более предпочтителен. Но, если вы уж совсем стеснены в средствах, то первый вариант — это сильно лучше, чем ничего.

Но насколько велика разница? Ведь цены отличаются минимум в два раза, если не больше.

Ниже приводится таблица — с чем способны справиться, а что им не по зубам — в прямом и переносном смысле данного слова

 Фреза ( одно лезвие) Ножницы
Леска ( мононить, нейлон)ДаДа
6 мм нейлонДаДа
10 мм полиэстер ДаДа
15 мм полиэстер Да ( но, только лучшие. Большинство - НетДа
20 мм полиэстерДа ( но, только лучшие. Большинство - НетДа
Сеть ( полиэстер )НетДа
Полиэтиленовый пакетНетДа
Сравнение резаков на вал

Более экономный вариант не справляется с двумя очень важными проблемами — это рыбацкими сетями и полиэтиленовыми пакетами.

А что того, что другого в море, к сожалению, предостаточно.

Для себя я сделал вывод:

Если конструктивно у меня получится поставить резак — «ножницы», то я поставлю его. Если нет, то хотя бы «фрезу».

И в заключение — видео о тесте резаков
На мой взгляд при монтаже авторы слишком рано обрезали тесты — не всегда понятно — справился резак с задачей или нет.

Подписка на обновления блога
Чтобы не пропустить что-нибудь интересное, подпишитесь на обновления блога 

 

Обрезание для яхтсмена. Как избавиться от веревок на винте.: 3 комментария

    1. Мнения разделились.
      Кто то говорит, что жить без этого устройства не может, кто то, что оно совершенно не помогает от намотанных веревок на винт

  1. Как говорят, да, помогает.
    Я часто вижу разные резаки на лодках. Стоимость у них не кислая. Просто от нечего делать, врядли бы это было настолько массово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *