Радарный отражатель. А оно надо?

radar_reflector_01 Переход до Израиля-Кипра и обратно в Мармарис к моему удивлению показал, что Средиземное море огромно, но, при этом, напичкано большими и малыми судами спешащими по своим делам. И на этих судах далеко не всегда полный и квалифицированный состав экипажа. Кризис, как ни как.
Ночью вахта, как правило, надеется на радар и вряд ли всматривается в едва заметные навигационные огоньки маленькой яхты.   Поскольку яхты у нас, в подавляющем большинстве, пластиковые, на радаре они тоже практически не видны.
Ну да, мы все учили МППСС-72 и знаем, что когда лодка гордо идет под парусами, все должны разбегаться в разные стороны, аки тараканы, давая нам дорогу. Ну… или почти все 🙂
Но для того, чтобы «разбежаться» и уступить дорогу — нас должны увидеть.
Какие есть пути для яхтсмена для увеличения шансов на выживание?
Их не много, но они есть.

Ортодоксальный метод

Суровые и не слишком обеспеченные путешественники ( такие, как мы в упоминаемом выше походе) используют подсветку парусов китайским светодиодным фонариком.
Действительно, подсвеченный парус видно далеко. Метод изящен и прост. Стоимость его около 10-30 долларов + лишнее напоминание, что грот растянут и его давно пора менять.
И всё бы ничего. Но замученный дневными вводными боцмана вахтенный матрос наверняка спит, надеясь на радар. И совершенно не склонен любоваться романтическим «светящимся» во мраке  парусом. То есть шанс, что Вас переедет какой-нибудь контейнеровоз остается неприятно высоким.

Метод «отмазка»

4.0.2Если Вы владелец небольшой яхты , то можете проигнорировать рекомендации о радарном отражателе  ровно до дружеского тычка ночью в полированный борт какой-нибудь супер дорогой посудины. За эту невинную шалость юристы снимут с Вас последние штаны, обвинив при разборе полетов во всех смертных грехах. В зависимости от везения и стоимости повстречавшегося судна, можно и попасть погостить в какой-нибудь местный зиндан.
Чтобы избежать навязчивого обучения тонкостям юриспруденции и экскурсии по местам не столь отдаленным, нужно просто повесить у себя на яхте пассивный радарный отражатель. Самый бюджетный стоит от силы 30-40 долларов и примерно на эту же сумму и работает 🙂
Чтобы не портить эстетический вид лодки, обычно покупают вот такой цилиндр и на этом, успокоившись, счастливые идут в романтическую средиземноморскую ночь.
Ну а почему же метод называется «отмазка»?
Да потому, что этот радарный отражатель и в идеальных условиях ( расположение строго вертикально ) работает очень скверно. А уж при качке и крене — совсем никак.
Кроме того, его обычно вешают на ахтерштаг, что по умолчанию переводит радарный отражатель в разряд забавных, но абсолютно бесполезных яхтенных тотемов.
Хотя, нет. Не совсем бесполезных — ведь мы соблюли букву SOLAS.

Метод «лучше, чем ничего»

radar_reflector_02
На самом деле всё не так печально. Существуют более продуманные пассивные отражатели. Но увы, стОят они уже совершенно других денег. От 200 до 600 долларов в зависимости от размера. В стоимости заложен огромный налог на маркетинг, но работают эти устройства, всё же лучше. Они достойны отдельной статьи. Поэтому поговорим о них позже.

Метод VIP

active_radar_reflector_01Менее известная, в отличие от МППСС-72, священная книга SOLAS гласит:

2.1.7 if less than 150 gross tonnage and if practicable, a radar reflector or other means, to enable detection by ships navigating by radar at both 9 and 3 GHz;

Для нас это означает, что мы должны иметь радарный отражатель для двух диапазонов. Большие кораблики используют радары диапазона 9 GHz, очень большие 3 GHz.
Для особо озабоченных безопасностью существуют активные радарные отражатели. Это уже высшая степень просветления и до нее доходят не все. Все хотят, но увы, не все могут.
Итак, в чем же заключается это яхтенное счастье?
А радость состоит в том, что маленькая аккуратная антенна, получив сигнал от радара приближающегося судна, отправляет ему в ответ импульс, который будет хорошо заметен на экране. Фактически, Вы из маленькой пластиковой яхточки превращаетесь в большой железный пароход. Вас боятся и обходят десятой дорогой 🙂
Но, как водится, нет совершенства под луной.
Из недостатков:

  •  высокая стоимость. Хороший двух диапазонный радарный отражатель стОит уже под 1000 евро.
  • Потребление электроэнергии. Прибор не прожорлив в режиме ожидания, но чудес не бывает. Импульс требует энергии. В режиме излучения расход драматически увеличивается.
  • Сейчас набирают популярность радары с широким лучом и меньшей мощности. Для таких устройств данные отражатели не работают.

Выводы делать Вам. Но, по моему мнению, как минимум, дешевенький отражатель повесить стОит.

Радарный отражатель. А оно надо?: 10 комментариев

  1. У мене висит на ахтере обычная трубка — отражатель. Криво — согласен. Но некуда приткнуть. на мачту я не люблю лазить. повесил и висит. Что он там отражает не знаю. Пару раз спрашивал по радио яхты с радарами. Говорят видят.

  2. Что скромно ты по отражателям с тремя шариками написал. У них там гироскоп чтоли? Чтобы постоянно вертикально под лучи радара подставляться?

  3. Я тоже хочу такой с тремя шариками. По идее, должон фурычить лучше обычного. Мысль здравая, чтоб на кренах видно было. Он большой по размерам?

    1. Чего-то кажется мне, одинаково они с обычной трубкой работают. Маркетинг, по ходу

      1. забыл где читал. отражатель с тремя шариками видится лучше. там целое исследование было по радарам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *