Три источника марксизма…, тьфу ты… три вида автопилотов на яхте

автопилот для яхты без электричества

Что может быть лучше, чем лежать, вытянув ноги в кокпите своей лодки и свысока поглядывать, как трудится автопилот.
Самое время немного порассуждать какими бывают эти автопилоты. Я выделяю три вида самоуправления на яхте:

Электрический автопилот

Те, кто разбирал какой нибудь прибор вот такого типа, как на картинке, меня поймут.

румпельный автопилот
Румпельный автопилот для парусной яхты

Дохлые пластиковые шестеренки с трудом ассоциируются со словом «вечность».

Ну да Бог с ней, с вечностью, у этого румпельного чуда инженерной мысли есть один существенный недостаток — он требует электричество и употребляет его с неплохим аппетитом. Этот печальный факт портит всё удовольствие.

Да да, я в курсе об огромных успехах в области солнечной энергии и так далее, но давайте оставим пока этот вопрос за скобками.

Электричество смотрит мне в лицо… а я стесняюсь

И таких «стеснительных» товарищей превеликое множество. Эти люди громоздят на корму своей лодки какие то загадочные сооружения из труб,  настраивают веера надводных и подводных крыльев. Они что то крепят веревочками и резиночками, пропуская их через вереницу блоков и талрепов.

windpilot pacific
схема автопилота windpilot pacific

Могу допустить, что попахивает мазохизмом, но в этом процессе есть определенный смысл. И целью его является энергонезависимость, и ремонтопригодность в условиях далеких от цивилизации.

Разнообразных устройств для самоуправления яхты без помощи капризного электричества успели изобрести и построить неисчислимое множество. Но, по праву самыми популярными являются ветровые автопилоты или wind pilot.

Последнее время они уступают под натиском электронных собратьев, но, по прежнему, люди, идущие через океан, не в последнюю очередь задумываются об установке именно ветрорулевых.

Ветровой автопилот

Если бы океанских яхт в мире было столько же, сколько и автомобилей ( не дай Бог ), то ветрорулевые стоили бы сущие копейки. Но… яхт гораздо меньше. Поэтому новый wind pilot стОит очень грубых денег. Как правило несколько тысяч долларов.

Ветровой автопилот Hydrovane
Ветровой автопилот Hydrovane

О конструкции и принципиальных отличиях поговорим как-нибудь при случае.

А пока только отметим, что для управления используется небольшие крылья: надводное и подводное.

Шкоты, паруса, как штормовые, так и обычные в управлении не участвуют. Это принципиальное различие. Поскольку есть еще и третий подвид автопилотов. Часто это даже не отдельное устройство — это целый комплекс мероприятий, паутиной охватывающей большую часть кокпита и палубы.

Автопилот на резинке и его родственники

Автопилот на резинке
Управление яхтой при помощи штормового стакселя

Всё может сломаться. Электрический автопилот может сгореть. Флюгерное подруливающее устройство — потерять флюгер на попутной волне или зацепить подводным крылом рыбацкие сети.

Но, пару метров резинового шнура, несколько блоков и штормовой стаксель могут спасти Дзен ленивого яхтсмена 🙂

Это очень интересная тема, думаю она достойна отдельной статьи. Возможно даже серии статей.

Сюда так же стОит отнести экзотические устройства самоуправления. Такие, как Steersman, например. Но об этом поговорим позднее и так слишком много текста. Лучше не поленитесь и посмотрите, как производят одни из лучших флюгерных подруливающих устройств.

Три источника марксизма…, тьфу ты… три вида автопилотов на яхте: 9 комментариев

  1. Да! ST1000 рэймарин автопилот на румпель — полный отстой. У меня двигатель на нем через год накрылся. Пойду куплю резиновый шнур. Ничего другого не остается.

    1. У меня старая версия рупмельного автопилота. Еще до рэймариновской эпохи. AutoHelm, кажется. Пока работает нормально. Но не скажу, что он попадал надолго в какие то сложные ситуации.

  2. А где подробнее почитать о третем типе автопилотов? Там где картинка нарисованная.

    1. Картинка из электронной книги Эванса. Хорошая книга. Её перевели энтузиасты на русский язык. Часто листаю её для мотивации.
      Там есть несколько способов, как автоматически управлять лодкой без автопилота.

  3. Наверное речь идет об этой книге: Andrew Evans, Singlehanded sailing : thoughts, tips, techniques & tactics. Правильно?

    1. Да, точно.
      Откуда я взял вот это: Sail boat self-steering using only the sails… большой вопрос. Странно…
      я на русском её читал. надо найти ссылку или самому куда то выложить. Распространяется она ведь бесплатно. Но книга очень стоящая.

  4. Прочитал. Книга супер. Переводчику отдельный респект и +100 в Карму.
    Удачи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *